Il rit. Il rit beaucoup, il rit trop. У не­го ка­кая-то стран­ная улыб­ка. У его ма­те­ри не бы­ло та­кой улыб­ки. Il rit toujours.
Я решил почитать отзывы к сериалу "Бесы" и теперь недоумеваю. Столько тех, кто пишет, мол, роман-предупреждение, фильм отражает современность, сейчас бесы бушуют. А в 90-х годах не бушевали. И в 1917-ом тоже не бушевали. А 1870-е так вообще были спокойные и благолепные, и Смуты не существовало, и дробления на княжества тоже не было.

***
Можно сколько угодно признавать страдания и абсурд обязательной частью жизни и даже видеть в них определенную радость, но это все равно капитуляция. Проигрыш существованию, игра по его правилам. Правилам путаным и иррациональным, потому что основаны на глупой человеческой природе, на гормональном балансе и физиологии. Никакого светлого будущего не будет, пока человек не отрешится от физических потребностей, пока не приобретет искусственное тело, после чего останется разум в чистом виде, не замутненный желаниями поесть и с кем-нибудь потрахаться.
Человек похож на настраиваемый механизм: принял одно - и вот ты уже спокойный и успешный, принял второе - и вот ты уже не сопротивляешься, принял третье - никого не нужно, кроме инспектора сверху. С другой стороны, некоторым лучше бы инспектора.

***
Один читатель Достоевского ерничает над другим из-за того, что этот другой - материалист. Очень по-христиански. Странно, почему часто говорят, что Достоевского могут любить одни лишь верующие? Говорят, что мировоззрение должно совпадать с мировоззрением автора, иначе чтение будет трудным. Однако же я, хоть и не материалист, но все же не христианин, вполне справляюсь и при чтении не плююсь. Много чего не совпадает с мировоззрением автора, и все же это не вызывает затруднений.